?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
OveR CrossOveR
vitavy


Прошлой осенью, сходив на очередной концерт любимой группы Marimba Plus и наслушавшись там умопомрачительных сочетаний развитых структур с виртуозными импровизациями, я наткнулась в интернете на объявление о прослушивании флейтистов в квартет "Черный Квадрат".
Состав существовал уже долгое время, ребята были востребованы и знамениты, приходить на собеседование было очень волнительно. Даже не так. Положа руку на сердце: я давно так не нервничала, именно потому что, будучи преимущественно  академистом, в сфере импровизации, джаза и множества других стилей современной музыки, вращалась довольно мало. Несколько лет была клавишницей в арт-рок группе. Периодически импровизировала на кельтской арфе.
Той же осенью мой коллега и друг А.А.Прищепа пригласил поиграть с Добровольным Оркестром Хемулей - очень необычным и ярким составом, в котором нужно было импровизировать сразу и много.

Для меня это всё было безумно важно, учитывая что последние годы в преподавании я уделяла навыкам импровизации и композиции очень большое внимание, т.к. заметила, что владея практикой "музыкального разговора" дети начинают осознавать искусство интонации на новом уровне.

Создание музыки, взаимодействие с высококлассными музыкантами-импровизаторами и композиторами, и в целом - симбиотическое искусство - всё это шокировало и завораживало.

"Черный Квадрат" был причислен к движению crossover, что логично, ведь они играют обработки классических мелодий в современном ключе. Однако чем больше я репетировала и чем больше вещей мы проходили, тем больше я убеждалась в том, что в отличии от известных мне представителей кроссовера (так называемого "пересечения стилей", иногда слишком близко соседствующего с жанром праздничного поппури) , ЧК стоял особняком, ибо на базе мелодий, известных слушателю, создавал монументальные, многоуровневые композиции, во многом наследовавшие не только и не столько мелодизм классиков, сколько архитектурные и тональные принципы, симфоничность развития, помимо того весьма смело выдвигая на обсуждение контрасты с современными реалиями - противопоставляя их или находя общее, "вечное" сквозь это взаимодействие.
Неискушенный слушатель замечает яркие обработки знакомых мелодий и радуется находкам и элементам юмора, однако если всмотреться и вслушаться в музыкальное полотно, выходит на поверхность следующее:

- Элемент сарказма в том, что в контексте современности любая добрая сказка (взять например, "Щелкунчик" Чайковского ) может быть обращена в соблазнительное танго или предстать как дискотечный танец. А также в том, что современный слушатель хорошо воспринимает сферу ритма и в большинстве гораздо более глух к гармонии - до того, что для поддержания диалога музыканты начинают его на языке, который более интересен и понятен слушателю, привыкшему к дофаминовым радостям.

- Факт того, что зрелищность, подкупающая простого слушателя, заставляет его интересоваться музыкальным диалогом и обращаться к источнику за сравнением.

Те же слушатели, которые открыты к восприятию музыкального искусства в целостности, прослеживают содержание дальше и отмечают следующее:

- Композиции "Квадрата" это не инстументовки и не обработки классики. Это авторские транскрипции, а скорее развёрнутые фантазии, всегда предлагающие альтернативный вариант развития разговора на тему, предложенную великим гением. Тематизм развивается не только в ключе используемого жанра, но привлекая все необходимые классические принципы - мотивную работу, разнообразие гармонической палитры и принятие гармонии как единицы смыслового развития, виртуозность владения инструментами, выверенную музыкальную форму. Квартет подходит к созданию и работе над композициями очень скорпулезно. Каждое произведение готовится долго, происходит кропотливая работа над всеми мелочами.

Но что самое замечательное, за этим всем следует непосредственное выражение личного отношения исполнителей к предложенной теме - в каждой композиции есть возможность свободной импровизации. Благодаря этому ни один из концертов не повторяет другой. Музыканты здесь имеют право голоса и продолжают диалог в веках, и, пройдя академическую школу, не могут относиться к импровизациям сугубо как к самовыражению - здесь это непременно дискуссия, где мастера музыкального искусства прошлых времен, музыканты и слушатели находятся на равных. Этим самым делая жанр, стиль, инструментарий второстепенными элементами, подчинёнными главной идее - общению со слушателем на языке интонаций и эмоциональных состояний.
Здесь crossover выходит далеко за рамки привычного понятия смешения стилей - и становится одним из приёмов, выразительных средств, обеспечивающих свободу творчества.

Сейчас прошёл год. Мы создали три новые программы и продолжаем сочинять новые композиции под руководством замечательного Паши Цветкова - талантливого композитора и контрабасиста "Черного Квадрата".

Никогда не устаю удивляться находчивости и виртуозности, но ещё больше искусству ансамблевой игры барабанщика "ЧК" Игоря Ямпольского.

Флейта играет в этом составе роль ведущего мелодического голоса, во многом заменяя вокал. Почему?

В качестве одной из основных тенденций второй половины ХХ века и вплоть до наших дней, в сфере популярной музыки происходило постепенное низведение гармонической функции с позиции основного смыслообразующего элемента до краски - часто оказывается, что современный слушатель с большим трудом воспринимает развёрнутые гармонические композиции и насыщенность противопоставлениями консонанса и диссонанса. Есть доступный уровень понимания, благодаря которому популярен, скажем, джаз. В джазе гармоническое разнообразие велико, однако в большинстве случаев, благодаря смягчению гармонических тяготений и насыщенности побочными тонами, содержание музыки не охватывает глубинные эмоциональные пласты, не заставляет следовать за содержанием, а провоцирует на фоновое восприятие. Так или иначе, в результате расслоения музыки по всем возможным направлениям в прошлом веке, ведущим и давлеющим жанром становится песня, возможно именно потому что словесное содержание компенсирует отсутствие активного гармонического развития "сюжета", или же невосприимчивость слушателя к нему.

Возможно ли иначе? Практика показывает, что да.
Именно на стыке стилей и жанров, на взаимодействии с классической гармонией как искусством передачи и развития эмоционального содержания и находится один из ключей к привитию эстетики музыкального искусства современному слушателю. Именно поэтому темы из известной классики, знакомые и воспринятые слушателем и вызывающие в его душе определенные эмоции, переводят нас из плоскости вербального общения в мир интонаций, где голосом снова может стать инструмент.

Своим существованием квартет "Черный Квадрат" не только и не столько адаптирует классическое искусство для современного слушателя, сколько возрождает эстетику восприятия музыкального материала, воскрешает традиции свободной импровизации и совмещает получение ярких впечатлений с процессом приобщения к языку музыки через темы для разговора, предложенные великими мастерами.

Для меня огромная честь участвовать в проекте с музыкантами такого уровня, и уверенно могу сказать, что этот состав абсолютно уникален. Нельзя не восхищаться неиссякаемым энтузиазмом и отличной организацией, - которую, к слову, уже больше 10 лет несёт на себе основательница квартета, прекрасная пианистка Оля Кияшкина.

Если здесь вы скажете, что я пою диферамбы друзьям, то формально окажетесь правы. Но если они не молодцы, то я не знаю кто молодец. Потому что они замечательные.
Надеюсь, что творчество "ЧК" продолжит с таким же успехом распространяться, а музыканты будут также искренно играть, с энтузиазмом и -
#С_любовью_к_источнику.